Пухова Т.И. психолог игротерапевт


Меню сайта

Определение игры. Идеальная игра.

      Нам хочется назвать взаимосвязь игры и реальности таким неожиданным термином как «суперсимметрия» (пусть простят физики мою дерзость, но применение ими термина «преобразование суперсимметрии» не менее дерзкое). Это означает, что реальность специальным образом, волею и умением игрока, может быть преобразована в игру, но преобразование это взаимно, и каждая игра позволяет игроку использовать какие-то мета-навыки, перенося их и преобразовывая из игровой деятельности в другую реальную ситуацию. Собственно говоря, все исследователи игры, особенно в области детской психологии стремятся доказать, что игра в символической или закодированной форме копирует элементы реальной жизни, а потом в свою очередь подготавливает ребенка для успешного функционирования в его собственной реальной жизни, но уже совсем в другой области. 
      Что такое преобразование? Говоря языком «чистой» математики, мы можем наблюдать взаимное соответствие между двумя множествами, одно из которых − игра, а другое − реальность. Классическая симметрия нам знакома на примерах подобных фигур. Суперсимметрия – когда все, что угодно, можно преобразовать во все, что угодно. Это и происходит в игре с самыми разными предметами и разными смыслами. Д.Б. Эльконин был близок к этому выводу, когда писал, что «в игре все может быть всем», но потом, желая быть более точным, он начал уточнять, что палка может использоваться в игре как лошадь, а вот мячик − не может. 
      Но это уточнение излишне, ибо можно придумать игру, например компьютерную, где лошади будут замещаться шариками. Другое соответствие: лошадь может иметь стоимость, и тогда она заменяется целой кучей круглых монеток. К слову сказать, уже поступили в продажу большие мячи с ручкой, на которых можно усесться верхом и скакать, тренируя умение удерживать равновесие.
      Одно из основных свойств суперсимметрии состоит в том, что она является неполной, или нарушенной, симметрией. Если бы симметрия была повсюду зеркальной, мир не мог бы существовать. Игра никогда не является зеркальным отражением реальных ситуаций. Игра создается игроком, и момент игры уникален, т.к. именно этот уникальный игрок производит событие, которое наблюдающий психолог назовет игрой. Но в любой игре можно обнаружить некую первообразную составляющую, взятую из реальности. В свою очередь, в процессе всякой игры субъект-игрок может вынести умения и навыки, пригодные для решения реальных задач. Реальная жизнь так часто обрастает множеством формальностей и условностей, усложняющих нашу жизнь, что возникает желание назвать их (эти формальности и условности) пустой игрой.
      Говоря об игре как функции суперсимметрии, могу ли я, в самом деле, предложить новую модель для изучения игры, или только играю в создание такой модели?
      Наше общество меняется все быстрее и быстрее, мы едва успеваем констатировать эти изменения, но замечаем, что возникают новые игры, адресованные мальчикам. И в этих играх отражены изменения, порожденные техническим прогрессом. И сами эти игры возможны лишь в силу обеспеченности новой техникой. Мы говорим о компьютерных играх. И дети через игру ухватывают суть компьютерных программ и становятся способны обучать своих родителей. И к пенсионерам приходят юноши, чтобы научить стариков пользоваться Интернетом и играть в компьютерные игры. Мы обнаруживаем, что изменяется место игры в нашей жизни, реальность меняется. Писатель-фантаст способен нарисовать нам чуть утрированную картину едва заметного перехода от игровой ситуации к реальности. «Игра – полноценная жизнь, цинично упрощенная, и тем она привлекательнее. И было интересно жить в таком мире»   
      Говоря об игре, многие авторы зачастую приходят к необходимости ввести понятие «идеальной игры». Совсем необязательно, чтобы идеальная игра существовала, как не существует, к примеру, «идеальный газ», но это понятие может быть полезно для описания основных свойств игровой деятельности, как таковой. Например, Жиль Делёз в переведенной на русский язык книге «Логика смысла», очень интересно, на наш взгляд, высказывается об идеальной игре. «Такие игры частичны, т.к. они характеризуют лишь часть человеческой деятельности. Игра отсылает к другому типу деятельности, труда или этики, чьей карикатурой или двойником она является». Ж. Делёз, как и многие другие авторы, склонен считать, что для каждой игры возможно найти деятельность – прототип в реальности. Ж. Делёз предлагает несколько принципов, определяющих понятие идеальной игры, признаваясь в то же время, что может быть эти принципы и нельзя ни к чему приложить. 
      Первый принцип идеальной игры, предложенный Делёзом, состоит в том, что для нее нет заранее установленного правила, каждое движение изобретает и применяет свои собственные правила. Мы понимаем это, как пожелание философа обрести возможность полной свободы действий. 
      Второй принцип заключается в том, что игра содержит в себе бесконечное развитие, т.к. она (идеальная игра) имеет возможность модифицироваться и подстраиваться под возникающие в данный момент потребности каждого игрока.
      Писатель-фантаст С. Лукьяненко восклицает: «Игры пытаются черпать идеи в книгах, а книги рождаются после игр». Т.е. сам писатель признается, что не только игры придумываются по мотивам популярных книг и кинофильмов, но и он, как писатель, использует сюжет компьютерной игры как основу своего романа. Причем, та модель игры, которую С. Лукьяненко представил в «Фальшивых зеркалах», очень подходит под принципы идеальной игры, но в результате оказывается, что эта «почти настоящая» игра несет в себе самой опасность и угрозу, т.к. в любой момент готова превратиться в реальную жизнь, со всеми ее пороками и опасностями.
----------------
Пухова Т.И. «Игра на этапе манипулирования и экспериментирования у мальчиков». // Психолог в детском саду. № 4, 2007





Copyright puhova.ucoz.ru © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz-->Email: tatiana-puhova@yandex.ru