| "Шесть кукол. Психологический анализ режиссерской игры в "семью" у дошкольников"
Москва. 2001г. 180стр.
Анализ степени развернутости режиссерской игры. ...В процессе игры с тестовым набором игрушек ребенок, в основном, перечислял, что делают персонажи, перемещая фигурки действующих лиц в соответствии с называемыми действиями. Для осуществления игрового процесса с данным набором игрушек ребенку необходимо вспомнить о функциональном назначении тех реальных предметов, которые имитируют имеющиеся игрушки, то есть в сознании ребенка должна произойти репрезентация его социального опыта. Своеобразие ребенка данного возраста проявилось в том, что все производимые игровые действия были им названы, то есть игра совершается строго в двух планах: действенном и вербальном. Речь ребенка, сопровождавшая его игру, имела в большинстве случаев констатирующий характер.
Именно поэтому основным показателем развернутости игры, который легко и однозначно поддавался подсчету (так как присутствовал в игре каждого ребенка), стало число всех упомянутых ребенком действий и состояний всех игровых персонажей, которыми реализуется роль. Выбор этого показателя, конечно, субъективен, но он удовлетворял основным требованиям простоты и однозначности оценки.
Протоколы режиссерской игры у разных детей различались, главным образом, по степени развернутости ее содержания. А сама развернутость содержания фактически целиком зависит от тех игровых действий, с помощью которых выражается игровая ситуация.
Поэтому в качестве основного параметра для анализа и сравнения была выбрана категория Z — число всех упомянутых ребенком в процессе игры действий персонажей. От чего зависит число Z? Гипотетически мы можем предположить следующее:
а) от уровня развития понимания и использования речи;
б) от сложности внутренней схемы социального мира у ребенка;
в) от готовности ребенка полноценно функционировать в вымышленном мире игры, готовности «притворяться» и «переноситься» из реального мира в ситуацию игры.
Чем больше мы собирали протоколов, тем больше убеждались в постоянстве числа Z для одного и того же ребенка и, следовательно, в надежности этого показателя. Так например, увеличение времени игры зачастую приводило лишь к повторению уже упомянутых действий и не добавляло новых.
Чтобы убедиться в стабильности числа Z, мы иногда сознательно нарушали инструкцию, задавая ребенку вопросы о том или ином игровом персонаже. Но ребенок обычно не мог придумать какие-либо новые игровые действия. Даже при настойчивых просьбах к ребенку сказать, что же все-таки делает мама. Один ребенок из полной семьи (будучи не в состоянии вообразить, какими делами обычно занимается дома мама) недовольно отвечал: «Что, что! Свои дела!»
Некоторым детям мы предлагали игру повторно, спустя несколько дней. Как правило, это существенно не меняло результаты. Анализируя содержание протоколов детей из полной семьи, мы можем отметить в первую очередь, что все дети сами дают куклам роли родителей и детей, иногда добавляя бабушек и дедушек, то есть данный набор игрушек совершенно однозначно определяет сюжет детской игры. Содержание игры по проигрываемым действиям примерно одинаковое.
Для выявления возрастной динамики были образованы четыре группы по возрастам: I группа — от 3;6 до 4;6 лет, II группа — от 4;6 до 5;6 лет, III группа — от 5;6 до 6;6 лет, IV группа — от 6;6 до 8;0 лет. Для каждой из четырех возрастных групп были вычислены средние значения параметра d — числа неузнанных предметов и Z — количество названных игровых действий, позволяющие выявить нормативные показатели для детей с нормальным интеллектуальным развитием. (Расчет сделан на 130 протоколах детей с нормальным развитием).
Хотя в получившихся возрастных группах было разное количество детей — тем не менее, тенденция возрастных изменений все же хорошо видна. Приведенные в Таблице 1 данные наглядно демонстрируют рост среднего значения для показателя Z от группы к группе с увеличением возраста.
Буквой d в Таблицах 1, 2, 3 обозначено число неузнанных ребенком игрушек; из Таблиц 1, 2, 3 видно, что это число уменьшается от одной возрастной группе к другой.
Таблица 1. Средние значения числа неузнанных игрушек (d) и
числа упомянутых в игре действий персонажей (Z).
группа | возраст | n | d | Z | дисперсия |
---|
I | от 3;6 до 4;6 | 21 чел | 6,9 | 16,5 | 10,9 | II | от 4;6 до 5;6 | 26 чел | 6,4 | 18,4 | 11,1 | III | от 5;6 до 6;6 | 41 чел | 5,3 | 22,7 | 10,1 | IV | от 6;6 до 8;0 | 42 чел | 4,6 | 23,8 | 11,9 |
Вариации внутри хронологического возраста На Рис. 2 представлено распределение показателя Z в группе детей старше 5
с половиной лет, полученного в результате контент-анализа протоколов игры.
Напомним, что параметр Z в нашем исследовании обозначает число игровых действий, с помощью которых
играющим ребенком моделируется символическая ситуация игры «в семью».
Рисунок 2. Характер распределения числа Z для детей старше
5,5 лет.
Распределение числа Z в группе детей старше 5;6 лет на числовой
оси приближается к нормальному распределению. В центральной части — протоколы,
имеющие оценку, приближающуюся к среднему значению. Вероятно, развернутость
режиссерской игры связана и с личными особенностями обследуемых детей. В нашем исследовании режиссерской игры дети с низкими значениями
числа Z, согласно отзывам воспитателей и родителей, отличались трудностями в поведении.
Для них характерны частые негативные реакции. У них мало друзей. Их объединяет
неприспособленность в повседневных житейских ситуациях, трудность применения
имеющихся социальных знаний в реальной жизни: они не говорят «здравствуйте»,
«спасибо». Не стремятся принять участие в деятельности взрослых. Как будет
описано ниже, мы обнаружили, что игра аутистов, как правило, получает оценку Z = 0.
Случаи аутичных детей подтверждают наличие взаимосвязи между социальными
навыками поведения и умением организовать символическую игру. Низкие значениях
числа Z, можно расценивать и как следствие недостаточной сформированности схемы
социального мира. Дети с высокими значениями показателя Z — это чаще всего те, про
кого говорят: удобные и послушные дети, легко усваивающие правила поведения в
новом месте, с ними можно всегда договориться, они довольно общительны. Родители
обычно говорят о таких детях: «У меня нет с ним проблем поведения». Они легко
соглашаются с режимными моментами, быстрее других адаптируются в новом месте,
таких детей иногда называют «социально компетентными» или «социально
направленным». При диагностике ребенка важны не только крайние показатели, очень
низкие или высокие, эти характеристики очевидны и без такого тестирования. Очень
полезно оценить положение в центральной части гистограммы. Как легко или как
трудно ребенку осознавать социальное окружение. Выше среднего или ниже среднего
его результаты. Среди детей, интенсивно подготавливаемых к школе, а именно в
группе мини-лицея, нам часто встречались дети с очень низким показателем Z. Возможно,
этот факт объясняется тем, что большую часть времени эти дети вынуждены
заниматься учебной деятельностью в ущерб игровой. К тому же, эти дети не посещали
других детских учреждений и можно было предположить наличие у них дефицита общения со
сверстниками. В жизни этих детей интенсивное обучение преобладает над
специфически детскими видами деятельности.....
| |