"Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет"
Пухова Т. И.
Москва. 2005г. 140стр.Вы можете заказать книгу почтой
отправив Ваш запрос
по электронной почте:
tatiana-puhova@yandex.ru
Содержание.
Введение. Игра открывает секреты развития.
Глава 1. Появление элементов символической игры. Возраст 22 месяца.
Теоретический дискурс 1. Восприятие: от рождения до воображения.
Глава 2. Усложнение внутренних образов. Возраст 24 месяца.
Глава 3. Оформление символических действий в игре с помощью речи. Возраст 27 месяцев.
Глава 4. Достижения вербального развития. Возраст 30 месяцев.
Глава 5. Влияние внешней среды на символическую игру. Возраст 31 месяц.
Глава 6. Ролевая речь. Возраст 33 месяца.
Глава 7. Собственное воображение, книжки и видео. Возраст 35 месяцев.
Теоретический дискурс 2. Синергетический взгляд на игру.
Глава 8. Игра накануне кризиса трех лет. Возраст 36 месяцев.
Заключение. Развитие как игра.
Литература.
Мы не ставили в этой работе цель исследовать сам феномен игры. На наш взгляд, это явление вообще не может быть целиком описано вербально. Каждая работа, посвященная игре и ставящая своей целью дать исчерпывающее определение игры, подвергается в последствии критике за неточности и упущения. На примере единичного случая мы стремились указать на важность самого этапа возникновения и усложнения символической формы игры. Колоссальная роль игры состоит в предоставлении возможности одновременного и разнонаправленного развития отдельных качеств и способностей, умений и навыков, которые в совокупности составляют универсальность и целостность личности.
Представленный в данной работе период развития маленького ребенка характеризуется очень заметными изменениями в двигательных, когнитивных и речевых навыках. Мы могли убедиться, что ребенок в этом возрасте вполне успешно овладевает символической репрезентацией – способностью замещать реальные события воображаемыми символами. Символы в данном случае – это способы сворачивания и разворачивания информации. Поэтому и можно утверждать, что навык символической репрезентации, способствует усложнению мыслительных процессов ребенка.
Очевидно, что символическая игра становится возможной благодаря достаточному уровню развития памяти, и в то же время, игра способствует запоминанию событий, значит, улучшает память, что так же благотворно влияет на общее когнитивное развитие ребенка.
Психологическая наука давно согласилась с тем, что область символического сознания человека восходит к ранним слоям культуры. На сегодняшний день роль и место символической сферы не уменьшились. Технический прогресс, имеющий тенденцию к конкретизации и формализации способа представления информации, пока не в состоянии вытеснить человеческую потребность обращаться к символическим процессам. Эмоциональная сфера человека становится более доступной описанию и пониманию посредством апеллирования к символическим категориям.
Именно пристрастно-субъективная связь человека с реальностью в итоге становится способна наделить личность энергией, которая побуждает его к собственному творчеству. И тогда личностные смыслы, порожденные внешними предметами и ситуациями, актуализируют мироотношение и определяют наше миропонимание.
Современные авторы особенно стремятся подчеркнуть сложность в организации любого вида деятельностей «Реальный способ существования человека, состоит в том, что он включен в разные системы отношений. Связь этих отношений, связь разных деятельностей, осуществляемых человеком, их наложение, перекрещивание осуществляется в личности. Все это находит определенное психологическое отражение. Личность и ее психика не являются набором отдельных отношений, деятельностей или процессов и функций. Все эти различные внешние и внутренние содержания в личности перестают быть набором изолированных отдельностей и, включаясь в сложные системы связей, образуют тем самым новые содержания и соответствующие механизмы, характеризующие целостность человеческой личности и целостность ее психики». (Непомнящая Н.И.). Системный подход определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и механизмов, обеспечивающих его деятельность.
Если детский психолог использует выражение символическая игра, мы понимает, что он указывает на игру, в которой присутствует символическая ситуация. Но если в разговоре с непосвященным, вы употребите это выражение, то заметите недоумение во взгляде собеседника. Это понятно. Прилагательное символический мы добавляем тогда, когда непосредственно сам предмет реально не представлен, фактически отсутствует, а есть только намек, упоминание, замещение, метафора. Например, выражение символический шаг мы употребляем тогда, когда непосредственно самой ходьбы попросту и нет.
Здесь символическая игра еще совсем и не игра, а только намек на игру, нам кажется, что ребенок играет, но за этим прячется другая деятельность. Взрослые склонны назвать это игрой, так как им кажется, что процесс тренировки, учебы работы выглядит по-другому. На самом же деле в этот момент ребенок повторяет, комбинирует, исследует, он тренируется, учится и движется в направлении своего развития.
Когда человек легко выполняет свою работу, про него говорят, делает играючи. Поэтому про игру ребенка воспитатели говорят, что он играет, он постоянно играет. Но мы скажем, чем больше играет, тем лучше развивается.
В теории хаоса важная роль отводится наблюдателю. Каждый наблюдатель имеет свое местоположение. Ибо в зависимости от положения наблюдателя делается вывод о состоянии самой системы: хаос или порядок. Сама по себе истина не существует (Маркова Л.А.). Ребенок наблюдает мир. Мир представляется ему турбулентным, где множество систем захвачено собственными вихрями водоворотов. Сигналы идущие к ребенку из этого мира кажутся ему хаотическими. Но постепенно группы раздражителей формируются в образы, которые обязательно допускают неоднозначность. В процессе специфичного поведения, называемого символической игрой, ребенок проверяет, как эти образы соответствуют имеющейся у него системе представлений, ибо новая информация вносит беспорядок в эту систему. Психика ребенка выступает как самоорганизующаяся система. В свою очередь автор книги наблюдает поведение маленького ребенка, которое ему кажется хаотическим. И этот автор, как наблюдатель, ищет связи и соответствия между игрой, средой и психологическими концепциями.
В свою очередь спонтанная игровая деятельность ребенка способствует формированию произвольности различных психических процессов. Способность ребенка сосредоточить внимание, запомнить или припомнить что-либо, это способность раньше всего начинает проявляться именно в процессе символической игры. В игре ребенок начинает действовать с заместителем предмета, он дает ему новое название и затем начинает производить действия с этим предметом в соответствии с этим названием. Психологи утверждают, что в процессе действий с предметами заместителями ребенок отнюдь не уходит в иллюзорный мир, а как раз учится размышлять о реальном мире. Игра, таким образом, способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игра становится контекстом для применения, апробации и интеграции всех форм уже имеющихся знаний, которые могут затем бифуркационно трансформироваться в более сложные формы.
Лучше всего описывает развитие игры теория хаоса. Игра развивается на основе механизмов рекурсивного развертывания и обновления. Предшествующее поведение захватывается более сложными формами. Ребенок развивается в направлении к Протееву «Я». Благодаря внутренней энергии, он движется в игре к ощущению себя как обладателя многообразных способностей, приложимых к различным ситуациям.
«Игра никогда не бывает просто игрой. Играя, люди учатся развивать способность взаимодействия с неизвестным… [Поэтому игра]… явится базисом нашей будущей адаптации к непредсказуемому будущему». (Ellis M.J., 1988)
Символическая игра – это странно-аттракторное состояние мозга, находясь в котором ребенок комбинирует различные поведенческие паттерны, воспринимая окружающий мир как более доступную и легкую среду. Синергия динамики тела и восприятия обогащает память новым опытом и переводит всю систему на более высокий уровень.
Ребенок развивается в тот момент, когда играет. Поэтому главный вывод нашей работы звучит так. Символическая игра это способ и процесс развития определенных форм мышления, при одновременном удовлетворении потребности в сенсорных ощущениях.
Сформулируем следующие доказательства для нашего главного вывода. И пусть их будет шесть.
1. В повседневной жизни ребенок импульсивно и легко переходит из рассеянного состояния в состояние символической игры, без объявления, без четких видимых границ.
2. В символической игре доступно использование и проявление всех возрастных навыков и умений, которых ребенок достиг на данном этапе онтогенеза.
3. В потоке символической игры осуществляется сложная работа: прежние знания захватывают и производят апробацию новой информации, которая в свою очередь повышает осведомленность и компетентность ребенка.
4. Пространство символической игры - это щадящее пространство, где ребенок проводит самые смелые эксперименты (вплоть да вождения автомобиля), без риска самооценке, здоровью и жизни вообще.
5. Невозможен иной способ приобретения нового навыка кроме как его активная апробация.
6. Само возникновение такого вида деятельности, как символическая игра, и последующее ее размывание и переход в другие формы доказывает, что в данном возрасте это необходимый и единственно-возможный способ психического развития.
Пока ценность игры для развития ребенка только декларируется, на практике многие педагоги противопоставляют игру и обучение, игру и труд, Они все еще боятся включить игру, как полноправный вид деятельности, в организацию процесса обучения детей
Понимание воспитывающими взрослыми всей важности, присущей символической игре, свидетельствует о наличии собственной культуры символического сознания у самих этих взрослых.
Наблюдение за собой.
Достигнутое, оно обратно еще раз воздействует
на человека. Работа видоизменяет автора.
Поль Валери.На данном этапе я нахожусь в другом видении и понимании вопроса, чем в начале. Мне попадалась новая литература по этому вопросу, конечно, неупорядоченно и бессистемно. Наблюдения за игрой проводились совершенно в различных местах: дома у Веры или дома у меня, в коридоре танцевального класса, или в студенческом клубе. В присутствии ее мамы или в отсутствии. Утром или вечером. В общем, хаотически. Но эта работа осуществлялась с одной идеей: попытаться понять природу символической игры. В процессе работы возникла идея говорить об игре в терминах синергетики.
Синергетический подход в какой-то мере удовлетворяет нашу потребность говорить об игре как о явлении необычайно сложном и важном, которое может служить контуром развития других сложных психических процессов. Для меня этот процесс был подобен детективу. Это был поиск средства, способного представить и выразить сложность этого феномена.
Мне не хватало слов как воздуха. Теперь я припадаю к работам по синергетике как к животворному источнику. Теперь я могу говорить и рассчитываю быть понятой. Подобно тому, как я выучила французский язык настолько, чтобы быть способной выразить свою потребность, и быть способной заставить француза объяснить мне его пожелания.
Чтобы быть продуктивным, познание должно иметь периоды выпадения или погружения в хаос. Быть хаотичным – значит быть творческим. Периодическое погружение в хаос – это способ поддержания здоровья и самообновления.
То, что пишет Уолтер Фриман про восприятие, дает свободу для моего творчества. «Ум должен быть децентрализован, расфокусирован. Должен совершать свободные движения, между векторами направленной активности. Поле возможностей испытывается, прощупывается и внезапно актуализируется одна из скрытых структур, происходит кристаллизация нового знания».
Неожиданно оказалось, что большой специалист по синергетике В.Буданов – мой сосед по недостроенной даче. В силу недостроенности дачи, я храню свой садовый инструмент в его домике. Эту фразу можно рассматривать и как метафору.
И еще. Стоит ли стремиться быть понятной читателю? Следуя утверждениям синергетики, это просто невозможно, так как каждый читатель – это наблюдатель, находящийся совсем в другой системе своего собственного опыта и своих предпочтений...